Ориентация
только на рынок Евразийского союза не обеспечит окупаемость проекта
промышленной сборки автомобилей Geely под Борисовом
Предполагаемый
запуск первой очереди промышленного производства автомобилей «Джили» ожидается
в середине года. Работы идут полным ходом и вот-вот наступит долгожданный миг,
когда первая белорусская легковушка сойдет с конвейера СЗАО «БЕЛДЖИ». Первая,
потому что все остальное, скрученное в стране за эти годы в режиме
крупно-узловой сборки - не в счет. Самообман и лазейка для доступа на рынок,
особенно в систему государственных закупок.
Впервые в
стране на промышленную основу будет поставлена сварка и окраска кузова, а
уровень локализации производства достигнет 30%. Такой уровень локализации, то
есть доли «союзной» добавленной стоимости в цене автомобиля, предусмотрен в
качестве барьера при перемещении моторных транспортных средств между государствами
– участниками ЕАЭС на период до 1 июля
2018г. Далее указанный уровень локализации согласно решению Высшего
Евразийского экономического совета от 29 мая 2014г. № 72 должен составить не
менее 50%.
Достижение
50%-го уровня локализации производства открывает перед белорусским «Джили» и
рынки СНГ.
Изначально
проект промышленной сборки в Беларуси затевался почти исключительно с
ориентацией на рынок Таможенного союза. Автомобильный рынок России стремительно
развивался, а продажи «Джили» в соседней стране, например, в 2013г. составили
27 263 ед.
Учитывая
проектную мощность первой очереди – 60 000 автомобилей (похоже, что о
строительстве второй очереди в ближайшие лет пять речи уже не идет), рынок
стран ЕАЭС вполне мог на 2/3 загрузить сборочный конвейер белорусского
производителя.
Однако быстрое
сжатие авторынка России за последние три года и катастрофическое падение продаж
марки Geely на рынке восточной соседки (4473 ед. в 2016 году) требует
немедленного поиска ответа на вопрос: куда продавать будем?
То, что на
рынке России нас не ждут из уст посла Сурикова страна узнала еще на старте
проекта белорусско-китайской сборки. К сожалению, пока мы строили завод «Джили»,
они у себя тоже кое-что строили. На сегодняшний день в Российской Федерации
созданы мощности по производству 3,2 млн. легковых автомобилей. При этом рынок
позволил произвести в прошлом году лишь 1,1 млн. «легковушек». Другими словами,
инвесторы сумели загрузить созданные ими производственные мощности менее, чем
на 40%.
Проект крайне
амбициозной Стратегии развития автомобильной промышленности в России до 2025
года содержит в качестве цели выход на производство 2,4 млн. легковых
автомобилей к концу периода. Это значит, что планово невостребованными окажутся
четверть производственных мощностей.
Автомобильный
рынок Казахстана в принципе закрыт для поставок белорусской продукции высокими
ставками утилизационного сбора. Поставки белорусских «Джили» в эту страну в
2016 году прекращены.
Для полноты
картины напомню, что продажи Geely в нашей стране в прошлом году составили около 750
автомобилей, а сама марка в рейтинге продаж национального авторынка обосновалась
на девятой строке.
Стремление к
более высокому уровню локализации будет предъявлять все более высокие
требования к объему производства. Локализация производства отдельной модели
легкового автомобиля на 50% экономически оправдана при объеме выпуска не менее
10-15 тысяч. Потенциально в ближайшие годы такой рынок сбыта может быть
обеспечен только в сегменте SUV.
И если в
Беларуси автопроизводитель еще может рассчитывать на масштабные государственные
закупки легковых седанов, то конкуренция в этом сегменте на рынке Российской
Федерации не дает оснований рассчитывать на серьезные продажи.
SUV, SUV и еще раз SUV,
пока производители российских иномарок не заполнили популярный сегмент
автомобилей повышенной проходимости.
Достижение
50%-ой локализации откроет для автопроизводителя рынок соседней Украины. На
сегодняшний день это единственный крупный авторынок в СНГ, который находится в
стадии роста. В 2016 году прирост рынка новых легковых автомобилей составил 39%.
Конечно, 64 478 автомобилей – это не докризисные 623 тысячи (!), но уже
кое-что. Тем более, что еще пару лет тому марка Geely устойчиво входила в топ-3 самых
популярных у украинцев брендов.
Однако и здесь
не все просто. Эхо торговой войны докатилось и до автомобильной отрасли.
Энергичные действия белорусской таможни по фактическому запрету доступа на
белорусский рынок с середины 2014 года продукции лидера украинского автопрома –
Запорожского автомобильного завода вряд ли останутся безответными при попытке
выйти на рынок южной соседки. Как
говорится, не руби сук…
Как бы там ни
было, менеджменту СЗАО «БЕЛДЖИ» совместно с Минпромом, МИД, Минторгом пора
разработать внятную, основанную на реалиях автомобильных рынков, программу
сбыта готовой продукции. И, желательно, с минимальной бюджетной поддержкой: не
до «Джили», быть бы живу…
Комментариев нет:
Отправить комментарий